Учёный ХГУ дала рекомендации для участников конкурса «Большие вызовы»
До 15 февраля ученики 7-11 классов и студенты, получающие среднее профессиональное образование, могут успеть подать заявку на участие в региональном этапе Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы».
Наиболее успешные конкурсанты получат приглашение на участие в научно-технологической программе «Большие вызовы» образовательного центра «Сириус».
Кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии Института естественных наук и математики ХГУ им. Н.Ф. Катанова Елена Жукова дала важные рекомендации для тех, кто только ступил на научную стезю или желает повысить свои умения и навыки в проектной деятельности. Елена Юрьевна является экспертом по направлению «Агропромышленные и биотехнологии» в Республике Хакасия.
Зачем школьникам нужны проекты?
Проектная деятельность в области биологии, как система различных практических действий, эффективно развивает критическое мышление, углубляет и закрепляет базовые знания по биологии, выводит владение базовыми или даже продвинутыми компетенциями на новый уровень, повышая учебную мотивацию и способствуя самоорганизации, профориентации, развитию индивидуальных навыков.
Что самое важное в проекте?
Самое ценное, что может дать ребёнку работа над биологическим проектом – это глубокое понимание законов природы, радость научного творчества и общения, непосредственное знакомство с удивительным миром живой природы. Не следует ограничивать исследование только анализом литературы, в любой работе есть возможность провести экскурсию, выезд на природу или принести объект в лабораторию.
Как найти школьнику тему для проекта?
Тема должна быть интересна самому исполнителю, иметь теоретическую и практическую значимость, не быть слишком широкой или слишком узкой.
С чего лучше всего начинать работу над проектом? Как правильно её организовать?
Самыми главными принципами проектной работы являются научность, открытость, межпредметность.
На первом этапе работы ребята должны определиться с темой и поставить цель проекта. Нельзя выбирать слишком широкие темы, чтобы не допустить размывания границ научной деятельности и достигнуть конечной цели проекта. Здесь необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ученика, его мнение, интересы, кругозор. При правильной мотивации и организации удаётся осуществить даже сложные инновационные проекты. Чаще всего, на практике тема проекта формулируется в рамках плана работы научного объединения, что значительно систематизирует работу.
Особенно внимательно следует отнестись к формированию объекта и предмета исследования (объект шире, чем предмет). Гипотеза исследования должна строиться строго на научной теории (физиология растений, биофизика, математика).
Не меньшее значение имеет формулирование задач, ведь все они должны найти отражение в проекте. Следует исключить из задач – анализ литературы, подбор методик – как сами собой разумеющиеся этапы работы.
Затем следует собственно реализация проекта и подведение его итогов.
Какие трудности, чаще всего, возникают во время работы над проектом?
Рекомендую большое внимание уделять анализу научной литературы (учебники, монографии, определители, сайты научных организаций, статьи). Также часто возникает потребность в подборе и практическом освоении научных методов, в том числе и на современном научном оборудовании. При необходимости руководителю можно организовать консультацию с узким специалистом. Особого внимания требует статистическая обработка данных (Excel, Attestat, Statistica).
Также, помимо работы с учебными и методическими материалами, важно правильно подойти к организации своего рабочего времени и составлению рабочего плана для избежания стрессовых ситуаций и эмоционального выгорания.
На что, в первую очередь, обращается внимание при оценивании исследовательских работ?
Актуальность, правильное формулирование цели и задач исследования, адекватный цели подбор методов исследования, объем и качество проведённого исследования, значимость выводов
Каковы перспективы развития проекта?
Проектная деятельность способствует научному творчеству и взаимному обучению участников в процессе общения между собой, с научным коллективом, преподавателями, учителями, заинтересованными организациями, даёт возможность представления результатов своего проекта на научных конференциях высокого уровня. Это может помочь определиться ребёнку со своей будущей сферой профессиональной деятельности.
Какие качества необходимы учёному?
Критическое мышление и пытливость ума, стремление познать истину, соблюдение этики научных исследований.
— В любом случае, участие в конкурсе такого уровня – это само по себе значительное достижение. Важно получить от него толчок для дальнейшей проектной деятельности. Рекомендую внимательно ознакомиться с докладами других участников. Перед выступлением можно предварительно заслушать доклады на заседании научного объединения, потом обсуждать и улучшать свою презентацию, — напутствует кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии Института естественных наук и математики ХГУ им. Н.Ф. Катанова Елена Жукова.
Подробнее о конкурсе — на сайте «Альтаир-Хакасия» http://altair19.ru/bv