На проекте «Сириус.Лето» школьники Хакасии составляют маршруты для беспилотников и создают приложение для пациентов
В текущем сезоне проекта «Сириус.Лето» Образовательного центра «Сириус» пять проектных задач для школьников и студентов предложил партнер «Сириуса» — Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова. Задания охватывают сферы медицины, промышленности, транспорта, беспилотных систем, налогообложения.
В рамках одного из проектов школьники анализируют надежность телекоммуникационных систем – из-за чего возникают перебои, как их избежать и заранее спрогнозировать. Ребятам предложили рассмотреть процессы в промышленных системах связи. На первом этапе участники изучают теорию: из чего состоят такие системы. Занятия с наставником будут сосредоточены на программировании. Школьникам предстоит разработать web-сервис для мониторинга состояния элементов системы связи. Также ребятам нужно будет спрогнозировать возможные аварийные ситуации и предложить методику по их выявлению.
«Участие в программе “Большие вызовы” помогло мне приобрести опыт в командной работе над реальными проектами, а также завести много новых знакомств. Будучи теперь уже наставником проекта, я выстраиваю работу участников на основе своего опыта. Обучаю пользованию GitHub и Trello для формирования командной работы, а также пользованию различными средами программирования. Я, как наставник программы “Сириус.Лето”, стараюсь передать тот опыт, который имею сам, делаю все возможное, чтобы поддержать ребят и помочь на этом пути», – отметил наставник проекта, студент III курса Даниил Хвостов.
Второй проект от Хакасского госуниверситета посвящен профилактике заболеваний. Команда создает прототип системы, которая позволит прогнозировать болезни системы кровообращения. Ребята изучают, какие инструменты прогнозирования уже внедрены, рассматривают распространенные болезни и факторы, которые приводят к ним. На основе этих данных участникам нужно предложить прототип приложения, которым смогут пользоваться пациенты.
Еще два проекта посвящены беспилотному транспорту. В первом случае школьникам нужно продумать систему поиска оптимальных маршрутов.
Для этого проекта предполагается разработка приложения, которое на основе данных о той или иной территории будет автоматически формировать оптимальные маршруты беспилотного транспорта. Чтобы реализовать проект, школьники изучают методы машинного обучения с нейросетевыми подходами к распознаванию образов, а также методы современной теории автоматического управления.
В рамках второго кейса, посвященного беспилотникам, ребятам нужно продумать робастную систему автоматического управления беспилотным летательным аппаратов. Актуальность задачи в том, что робастные системы отличаются быстрым реагированием в случае внештатных ситуаций. При возникновении неполадок можно будет быстро скорректировать траекторию беспилотника. Во время проекта участники проработают вопросы построения регуляторов, описание беспилотных аппаратов, создание программного обеспечения. Итогом работы станут как сам регулятор, так и программа.
Наконец, на пятом проекте ребятам предстоит оценить, как влияют налоговые льготы на налоговую нагрузку обществ с ограниченной ответственностью в IT-отрасли.
Участники оценят, как предоставление налоговой льготы влияет на объемы доходов местных бюджетов, насколько экономически эффективна эта мера поддержки, как она влияет на социальную защищенность специалистов IT-сферы. Одновременно с этим для реализации исследовательских инструментов будет разработано программное обеспечение.
Работу проектных команд сопровождают специалисты Республиканского центра по работе с одаренными детьми «Альтаир-Хакасия», которые оказывают организационно-методическую помощь на всех этапах реализации проектов. В ноябре были подведены предварительные итоги работы команд над своими проектами. Они были презентованы участникам и наставникам, а также заместителю руководителя учебно-методического центра Образовательного Фонда «Талант и успех» Артему Лопатину.
Всероссийская образовательная инициатива «Сириус.Лето» реализуется с мая 2020 года. Школьники летом находят задачу для проектной работы и трудятся над ней в течение учебного года. Все задания связаны с актуальными современными вопросами науки, технологий, бизнеса. На этой программе ребята работают вместе со студентами региональных вузов, которые курируют проект и помогают участникам на всех этапах. В конце учебного года школьники защищают свои проекты. В сезоне 2022/23 в проект «Сириус.Лето» включились 10 120 школьников и 2 442 студента.
Источник: https://siriusleto.ru/0067