О «Больших вызовах». Интервью с Олегом Зайцевым, участником конкурса "Большие вызовы" 2019

А ты уже определился с направлением для конкурса "Большие вызовы"?

До Нового Года осталось 2 недели - так проведи их с пользой!

А чтобы тебе было проще решиться на участие и определиться с темой, мы делимся опытом участников конкурса "Большие вызовы" предыдущих лет.

Сегодня свою историю расскажет Зайцев Олег – участник конкурса большие вызовы 2019 года.

C чего начался твой путь в науку?

В моей школе большие требования предъявляли только по основным предметам: математика, русский и несколько других. По русскому и математике чаще всего случались трудности. И так было вплоть до восьмого класса. Однажды я дольше обычного засиделся над примером из домашней работы, закончил уже за полночь, но пример я так и не решил. Позже оказалось, что решили его только два человека из класса, и с того дня что-то прояснилось в голове, и всё пошло по нарастающей: учёба, олимпиады, а главное – появилась цель, пусть ещё не совсем чёткая, но цель, и в довесок стремление к саморазвитию.

В чем заключался ваш проект?

Идея проекта состояла в том, чтобы создать электростанцию, работающую на альтернативных источниках энергии из подручных средств и показать, что использование подобных микрогридов (автономных электростанций, питающих небольшой участок потребления) для питания некоторой потребительской единицы выгоднее с экономической и энергетической точки зрения по сравнению с постройкой ЛЭП и других аналогов. Наша электростанция ограничилась небольшим ветрогенератором, а расчёт потребления мы вели для фермы в географических условиях Аскизского района республики Хакасия. В конечном итоге, наш проект показал эффективность подобной модели, которая, впрочем, не лишена недостатков.

Кого считаешь своим наставником?

Назвать наставником кого-то конкретного тяжело. Проект мы выполняли сами, не посещая каких-то кружков. Помощь искали у всех неравнодушных и конечно же у своих родителей. Не хочется никого обделять из того множества людей, к которым мы обращались за помощью. Но если говорить о вкладе в проект, то из взрослых наибольший вклад внёс Сергей Николаевич Русановский (папа моего напарника), который сильно помог нам в прикладной части проекта. Также не могу не упомянуть республиканский центр по работе с одарёнными детьми «Альтаир Хакасия», где я познакомился с интересными людьми и получил мотивацию заниматься проектной деятельностью. А Алексей Игоревич Евдокимов

агитировал нас участвовать в конкурсе и помогал на протяжении всего времени создания проекта.

Какие трудности возникали в процессе работы над проектом?

Трудностей было много. Одной из главных проблем, лично для меня, стало отсутствие опыта работы в такого рода проектах. Другой, не менее важной, - отсутствие человека, который может подсказать что-то, если зашли в тупик. Не хватало и того, кто мог бы подсказать, дать какие-то советы по созданию исследовательской части.

Вообще, мне кажется, многие забывают, что проект — он не только научный, прикладной, он ещё и исследовательский. И ты подходишь к делу с чёткой уверенностью в своей правоте, даже не подозревая, что на выходе может получиться совсем другое. Просто представьте ситуацию, что гипотеза была об одном, а на практике (как это нередко бывает), вышло совсем другое.

Проблема не только в работе с постановкой гипотезы, методами исследования и другими базовыми исследовательскими навыками. Проблема ещё и в собственных ожиданиях, нехватке осведомлённости в рассматриваемой области.

Оказался ли для тебя полезен опыт проектной деятельности?

Опыт проектной деятельности оказался очень полезным. Во-первых, я наконец-то смог заняться прикладной работой. У меня всегда было желание, но реализацию я откладывал на потом. Во-вторых, в процессе мы получили очень много новых знаний в неизвестной нам области. Ну и в-третьих, изучив выбранное нами направление я понял, что могу привнести в него что-то новое, и создал для себя цель на жизнь, которую поскорее хочется воплотить.

Какие идеи и планы по дальнейшему развитию проекта?

Если говорить кратко, то каждый отдельный тип электростанции хорошо работает на определённых климатических и географических условиях. В нашей команде я продвигал инициативу создать в будущем ПО, которое позволяло бы для любой точки на карте подобрать оптимальные параметры электростанции, более подходящее для реальных условий, чем существующие аналоги. Мы хотели ещё на начальном этапе включить в нашу станцию не только ветровую генерацию, а ещё несколько других, но из-за ограниченного времени отказались от этой идеи.

Также у нас была идея создать систему позиционирования солнечных панелей, основанную на принципе биомимикрии: реализовать в такой системе устройство цветков со свойствами гелиотропизма (поворачиваться за солнцем в течении дня), что позволило бы максимально эффективно использовать солнечную энергию.

Какие качества по-твоему характеризуют ученого?

Я считаю, что учёному необходимо, прежде всего, упорство и стойкость. Умение не сдаваться и идти до конца, уметь искать выход в трудах ситуациях. По-настоящему понимать изучаемую науку, и творить не «по учебнику», а исходя из собственного видения и понимания проблемы.

Чтобы ты сказал будущим участникам конкурса «Большие вызовы»?

Обращаясь к будущим участникам, я бы посоветовал им не тянуть до последнего. Я понимаю, что времени, кажется, очень много и всё успеется, но на деле даже двух месяцев может оказаться уже недостаточно.

Не бойтесь, если вы не знаете какую тему проекта взять, и уж тем более не бойтесь, если вы никогда до этого не участвовали в чём-то подобном. Берите те идеи, которые нравятся вам самим, которые вам было бы интересно реализовать.

Не бойтесь браться за что-то масштабное и грандиозное, потому что спустя время это примет необходимые очертания.

Лучше всего работать в команде, и если будете её собирать, берите в команду людей не за набор качеств и умений, собирайте команду так, чтобы у вас было взаимопонимание, чтобы каждый понимали серьёзность дела и все были готовы бороться до конца не смотря ни на что.

Если что-то не получается – не бойтесь спросить помощи, иногда вам могут дать нужный совет там, где вы никогда не решились бы спросить. И лучше заранее спросить у членов жюри или организаторов, смогут ли они вам чем-нибудь помочь.

Если вы не знаете к кому обратиться, вы всегда можете написать Алексею Игоревичу Евдокимову: он всё подскажет (не пренебрегайте этим советом!)